Полным ходом в стране идет регистрация абитуриентов на централизованное тестирование. Почти две недели позади, еще столько же осталось до окончания срока регистрации. С 12 июня по 2 июля пройдет само ЦТ, определены также и резервные дни для написания тестов. Незадолго до старта централизованного тестирования корреспонденты ]]>БЕЛТА]]> побывали в Республиканском институте контроля знаний и готовы рассказать об особенностях ЦТ этого года, а именно, как часто обновляется база тестовых заданий, когда формируются варианты тестов, чем может помочь удаленный репетитор и кто регистрируется на четвертый предмет.
Колыбелью ЦТ является небольшое практически автономное здание в центре Минска. Директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов между делом сообщает, что здание РИКЗ электроэнергию получает от солнечных батарей, установленных на крыше учреждения. "Электричества хватает, чтобы обеспечить и себя, и часть отдать городу", - констатирует руководитель. В это время инженер-программист выводит на огромный экран картинку с пунктов регистрации на централизованное тестирование.
В кабинете директора РИКЗ установлены несколько экранов, на которые выводится вся актуальная информация по регистрации на ЦТ в режиме онлайн. Здесь текущее количество зарегистрировавшихся абитуриентов, общее количество человеко-тестов, разбивка этих цифр по предметам.
На соседнем экране - изображение с камер видеонаблюдения отдельных пунктов регистрации (университетов) и из кабинетов сотрудников учреждения, работающих с тестовыми заданиями, изображение из аудиторий института, где проходит репетиционное и компьютерное тестирование. "Обеспечение информационной безопасности - один из главных наших приоритетов в работе. Видеонаблюдение обеспечивает один из уровней защиты информации,- рассказывает Николай Феськов, наблюдая за десятком картинок на мониторе. - У наших методистов рабочие компьютеры не имеют выхода в интернет, не подключены к локальной сети. Все они работают автономно. Помимо этого во время работы с тестовыми заданиями специалисты и эксперты выключают мобильные телефоны, закрывают кабинеты, оставаясь один на один с материалами под камерами наблюдения".
Экскурсию по зданию с остановками в ключевых кабинетах для нас провела первый заместитель директора Наталья Вайтехович. Чтобы описать весь процесс создания тестовых заданий от авторской мысли до экзаменационного стола абитуриента понадобилось не менее двух часов, в реальной жизни этот процесс занимает в среднем полтора-два года. За это время авторские коллективы, в которые входят лучшие учителя-практики, составители учебников, предоставляют подготовленные ими тестовые задания специалистам РИКЗ по предметам. После этого начинает работу экспертная группа. В нее входят специалисты, в совершенстве владеющие учебными программами, хорошо знающие предметную область. "Мы как никто другой заинтересованы в том, чтобы задания соответствовали учебным программам, - отмечает Наталья Вайтехович. - основная цель ЦТ какая? Проранжировать абитуриентов, то есть поставить их всех в ряд по уровню подготовки и выявить наиболее подготовленных. Поэтому эксперты оценивают задания по 30 направлениям экспертизы. Они проверяют задания на соответствие программе, смотрят, как излагается тот или иной материал в учебных пособиях, на каком уровне он изучается в школе". По словам первого замдиректора, если тема дается в школе лишь на уровне обзорного ознакомления, то и задание по нему не включается в тесты. Эксперты призваны все эти вопросы отследить, выявить, в случае необходимости отправить такое задание на доработку.
Следующим этапом после экспертной оценки идет апробация заданий. Как правило, проходит она на репетиционных тестированиях. Абитуриенты на этом мероприятии знакомятся с правилами оформления тестовой документации и привыкают к обстановке. По итогу они получают свои результаты выполнения теста, а специалисты института контроля знаний - статистические характеристики заданий. "Мы смотрим, какой процент детей выполнили то или иное задание, как они выбрали варианты ответов. Если группа тестируемых выбрала все варианты ответов, это говорит о том, что наши дистракторы (собственно, варианты ответов) правдоподобные. А если мы видим, что 90% детей выбрали верный ответ, а четвертый дистрактор не выбрал никто - значит, с ним надо поработать, потому что он неправдоподобный", - пояснила Наталья Вайтехович.
После репетиционного тестирования все абитуриенты получают полный разбор теста. Он представляет собой тематическое консультирование. В нем содержатся задания, выделяется верный ответ, указывается программа и тема, по которой составлено задание, с полным списком используемых учебников. Такое тематическое консультирование в РИКЗ называют удаленным репетитором.
Добавление в существующий попредметный банк новых заданий происходит ежегодно. Процент обновлений по каждому предмету свой. Все зависит от количества уже имеющихся в нем заданий, у самых популярных предметов он ниже. А вот самый маленький на сегодняшний день банк тестовых заданий наблюдается по китайскому языку. ЦТ по нему проводится в республике только третий год. Методисты РИКЗ могут предложить задания по нему на обоих государственных языках любому желающему.
Весь отработанный материал, образовавшийся в результате подготовки тестовых заданий к внесению их в базу, различные черновые записи подлежат уничтожению. Для этого используется специальная аппаратура, которая превращает ненужную документацию практически в пыль.
После занесения в банк заданий работа с ними не прекращается. На этом этапе методисты обеспечивают поддержание базы тестовых заданий в актуальном состоянии. В постоянном режиме ведутся работы по сверке материалов банка с учебными программами. Особенно актуально это становится в свете предстоящего выхода новых школьных программ.
База заданий по каждому предмету представляет собой на первый взгляд обычный ноутбук. Отдельному предмету - отдельная рабочая станция. "Весь банк по всем предметам занимает два сейфа, - рассказывает начальник учебно-методического управления Александр Якобчук. - В это помещение никто никогда не заходит по одному, только в составе комиссии. Это один из уровней информационной защиты. Ноутбуки опломбированы, ведется журнал учета всех операций по предметным базам".
База по каждому предмету может содержать от нескольких тысяч до десятков тысяч тестовых заданий. Каждое из них кодируется уникальным тринадцатизначным идентификационным кодом, который отражает уровень его сложности, тип задания, кто его составил и в каком году. "Помимо организационных ограничений входа в помещение, где хранится банк тестовых заданий, помимо сейфов, опломбировки вализа (сумки) с ноутбуком, есть еще и информационные методы защиты информации - криптографически база данных защищена. Эти ноутбуки никогда не подключаются даже к локальным сетям, здесь на аппаратном уровне отключено все их взаимодействие с внешнем миром, частично рабочим остается только USB-порт для того, чтобы методист мог вывести на печать эти материалы", - поясняет Александр Якобчук. По его словам, именно такой порядок организации работы обеспечивает информационную защиту заданий перед проведением централизованного тестирования.
О формировании самого теста, а точнее, вариантов теста, можно говорить только накануне ЦТ. Варианты тестов формируются случайным образом с помощью программного обеспечения, установленного все на тех же рабочих станциях. Причем компоновка ведется таким образом, что получаются равноценные блоки по десять вариантов. Все соответствующие задания этих вариантов одинаковы по уровню сложности, по форме представления. Это ставит всех тестируемых в равные условия.
Сроки формирования вариантов тестов не афишируются в целях информационной безопасности. "Если вы сейчас в интернете увидите, что уже предлагают к продаже тесты ЦТ, знайте - это обман, - предупреждает начальник учебно-методического управления. - Их в природе пока еще нет!".
После составления окончательных вариантов тестов они тиражируются на двух ризографах. Печать тестов по популярным предметам может занимать до нескольких дней непрерывной работы аппаратуры.
Готовый тираж распределяется по пакетам-секьюрити. Это сейф-пакеты одноразового использования. О попытке его несанкционированного вскрытия расскажет яркий орнамент. Под каждую аудиторию в соответствии с заявками пунктов тестирования готовится отдельный конверт. Конверты складываются в вализы, которые опломбировываются. По Минску задания развозятся непосредственно утром в день централизованного тестирования по предмету. Распечатываются конверты с заданиями только в аудиториях на глазах тестируемых абитуриентов.
Этот путь ежегодно проходит каждый вариант ЦТ. В этом году первое централизованное тестирование состоится 12 июня - по белорусскому языку. По русскому языку ЦТ пройдет 14 июня, по обществоведению - 16 июня, математике - 18 июня, биологии - 20 июня, иностранному языку (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) - 22 июня, химии - 24 июня, физике - 26 июня, истории Беларуси - 28 июня, географии - 30 июня, всемирной истории (новейшее время) - 2 июля.
Специалисты в один голос утверждают, что говорить о популярности тех или иных специальностей в этом году еще рано. В форме прогнозов отмечаются специальности, связанные с IT-технологиями, и традиционно экономическое направление.
По данным РИКЗ на 9.00 18 мая зарегистрировалось более 45 тыс. абитуриентов, что составляет более 150 тыс. человеко-тестов. Популярными предметами по-прежнему остаются русский язык, математика и английский язык. На самый новый предмет - китайский язык зарегистрировалось 23 человека.
]]>БЕЛТА]]>