"Настаўніцкая газета" / TUT.BY
В следующем году результаты ЦТ будут считать по-другому. Новая методика ликвидирует искусственное занижение баллов, а значит, теперь больше студентов смогут показать более высокий результат, рассказал «Настаўніцкай газеце» директор Республиканского института контроля знаний.
Основные нововведения: теперь даже за частично верный ответ может быть начислен один балл, а результат будет зависеть не только от общей суммы набранных баллов, но и коэффициента, который определят во время проверки работ. Директор РИКЗ Юрий Миксюк объяснил, зачем это нужно.
По его словам, старая система хорошо справлялась с оценкой знаний сильных абитуриентов, но работала с большой погрешностью относительно тех, у кого средний или невысокий уровень знаний. Новая методика берет во внимание все правильно выполненные задания.
— В прежней системе чем больше абитуриентов знали определенный раздел учебной программы и, соответственно, выполняли ту или иную задачу — тем меньше был вклад этих задач в итоговый балл. Ценность заданий, с которыми справлялись 100% абитуриентов, и вовсе приближалась к нулю. В этом была определенная неточность старой методики оценки, — объяснил Юрий Миксюк. — Теперь занижения баллов из-за того, что определенное задание выполнило большое количество абитуриентов, не будет. Баллы начисляются за каждое правильно сделанное задание. Таким образом, новая система будет не только эффективно ранжировать абитуриентов, но и отражать реальный уровень их знаний.
Директор РИКЗ уверил абитуриентов, что баллы по новой методике подсчета будут не ниже тех, которые бы они получили по старой системе.
Возможность засчитывать частично правильные ответы поможет с минимальной погрешностью измерять уровень знаний абитуриентов, считают в РИКЗ.
— Во многих странах и многих системах разрабатываются специальные адаптивные тесты, которые позволяют с минимальной погрешностью измерять уровень знаний абитуриентов. Когда молодой человек, например, не выполняет сложное задание, ему предлагается более легкое (потом уровень сложности заданий снова может возрастать). Аналогичную функцию будут выполнять задания ЦТ с учетом частично правильных ответов: вместо того, чтобы выставлять только крайние оценки (выполнено или нет, как это было в старой системе), теперь есть возможность оценить отдельные компоненты. И когда, например, допущена одна ошибка, то ответ будет зачислен как частично правильный с выставлением соответствующего балла. Таким образом, точность измерений возрастает, и это важный положительный момент.
Новая методика позволит корректно сопоставить рейтинговый балл с успеваемостью в школе. Каждый абитуриент сможет с помощью специальной таблицы подсчитать свой тестовый балл.
— Еще одним положительным моментом я бы назвал прозрачность процедуры ЦТ, потому что абитуриенты загодя, еще до проведения испытания, будут иметь таблицу, которая отражает, сколько первичных баллов дается за выполнение того или иного задания (такая таблица уже выложена на нашем сайте в разделе «Репетиционное тестирование»). И они могут определенным образом планировать и оценивать свою работу, — рассказал Юрий Миксюк. — Сразу после выполнения ЦТ, когда будет набран весь массив данных, в результате статистической обработки (еще до фиксации персональных результатов) будет создана таблица соответствия первичных баллов и тестовых баллов. Она сразу появится в свободном доступе, и каждый абитуриент сам сможет подсчитать свой тестовый балл. В дальнейшем РИКЗ проинформирует его, правильно или нет было выполнено то или другое задание, укажет его персональный результат и выдаст сертификат ЦТ. Такой подход делает процедуру централизованного тестирования прозрачной для абитуриентов.
В РИКЗ считают, что для хорошо подготовленных студентов практически ничего не изменится: процент тех, кто набирает 75 и больше баллов, примерно сохранится. Число 100-балльников тоже не должно измениться: как и раньше, на 100 баллов сможет рассчитывать только тот, кто точно ответил на все вопросы теста.
В то же время, если пороги сохранятся на теперешнем уровне, их сможет преодолеть больше абитуриентов.
— Но подчеркну, что не ставилась задача просто так взять и увеличить баллы. Основная цель — точно измерять уровень знаний абитуриентов. Теперь большее число участников ЦТ сможет получить высшие баллы, чем при старой методике оценки, так как ликвидировано их искусственное занижение. Но при этом будет решаться вопрос и об установлении более высокого так называемого порогового балла.
Проходные баллы на тех специальностях, где раньше «порог» был невысоким, вырастут.