Вступительная кампания 2015 года проведена на должном организационном уровне и в спокойной рабочей атмосфере. Об этом рассказал первый заместитель министра образования Вадим Богуш на заседании коллегии Министерства образования, подводя итоги вступительной кампании 2015 года. По словам первого замминистра, основной задачей организации приемной кампании является формирование оптимального баланса потоков абитуриентов по уровням образования в соответствии с перспективными потребностями в трудовых ресурсах и развитием интеллектуального потенциала личности.
Ежегодная коллегия Министерства образования по подведению итогов вступительной кампании с участием заинтересованных стала традиционным завершением процесса, с одной стороны, затрагивающего судьбы десятков тысяч молодых людей, с другой - характеризующего организацию деятельности учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования по формированию контингента обучающихся. Вадим Богуш рассказал, что Государственная комиссия по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в своем итоговом документе отметила: вступительная кампания 2015 года проведена на должном организационном уровне и в спокойной рабочей атмосфере. Фактов коррупции при поступлении абитуриентов в учреждения высшего и среднего специального образования не выявлено.
Вадим Богуш напомнил участникам заседания, что второй год прием в вузы и ссузы страны проводился в рамках действия новой редакции Правил приема. Их основными нововведениями были: отмена профессионально-психологического собеседования и раздельного конкурса для выпускников сельских и городских школ; возможность получения высшего образования в заочной форме только работающим лицам; изменение условий приема абитуриентов на условиях целевой подготовки; возможность дополнительного набора в вузы; закрепление за Минобразования полномочий по регулированию сроков приемной кампании, определению перечня вступительных испытаний, "пороговых" значений ЦТ; возможность абитуриентам, получившим общее базовое образование, поступать на уровень среднего специального образования по документам об образовании и некоторые другие. "Правоприменительная практика второго года позволила оценить нововведения Правил приема, выявить проблемные моменты, требующие корректировки. На этой основе внесены новые предложения по совершенствованию системы приема, отвечающие требованиям сегодняшнего дня", - сказал он.
Первый замминистра подчеркнул, что общеобразовательную школу в 2015 году закончили 54 тыс. чел., это на 2 процента меньше, чем в 2014 году. По предварительной информации выпуск одиннадцатиклассников в 2016 году составит 57,9 тыс. чел., что на 7,2 процента больше, чем в текущем году. Ориентировочно чуть больше половины одиннадцатиклассников делает выбор в пользу высшего образования. В оставшейся половине две трети выпускников поступают в учреждения среднего специального образования, одна треть - в учреждения профессионально-технического образования. В 2015 году: 17,2 процентов одиннадцатиклассников зачислено на уровень профессионально-технического образования;20,6 процента - на уровень среднего специального образования; 60,6 процента - на уровень высшего образования; 1,6 процента выпускников определились иначе. Что касается выпускников базовой школы, то их структура такова - 19,4 процента выпускников зачислено в учреждения профтехобразования, 14 процентов девятиклассников поступили в учреждения среднего специального образования; остальные учащиеся продолжили обучение в школе.
Профессионально-техническое образование
На уровень профессионально-технического образования всего принято - 33,7 тыс. человек. Системно проблемными являются учреждения профтехобразования Белкоопсоюза, где зафиксирован недобор. Полностью план приема на уровень профессионально-технического образования выполнила Гомельская область. На условиях целевой подготовки в учреждения профессионально-технического образования принято 1 тыс.47 человек. Как отметил Вадим Богуш, "в условиях отсутствия конкурса практически по всем специальностям профессионально-технического образования учащиеся не стремятся к заключению договоров о целевой подготовке, а организации-заказчики кадров практически не участвуют в работе по привлечению учащихся к поступлению на условиях целевой подготовки, не предусматривают дополнительные социальные льготы и преференции для выпускников".
Наиболее популярные профессии ПТО в нынешнем году были - повар, пекарь, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля, кондитер; слесарь дежурный и по ремонту оборудования, электрогазосварщик; электромонтер охранно-пожарной сигнализации, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматики; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, водитель автомобиля; парикмахер. А наименее популярные - профессии легкой промышленности, машиностроения, сельскохозяйственного производства, деревообработки, строительства (каменщик, плотник-бетонщик).
Работа по повышению престижности рабочих профессий, привлечению внимания выпускников школ к получению профессионально-технического образования является весьма актуальной и должна быть постоянной. Очевидно, что одних усилий учреждений образования и органов управления образованием в этом направлении явно недостаточно. "Необходимо радикально поменять роль работодателей в этом вопросе, в разной форме привлекать к этой работе организации-заказчики кадров, отраслевые органы управления, объединения нанимателей и профсоюзов", - считает первый замминистра. По его словам, нужно уделить особое внимание усилению профориентационной работы, особенно в шестой школьный день.
Среднее специальное образование
В 2015 году прием на уровень среднего специального образования осуществляли 124 колледжа (из них 12 частной формы собственности) и 93 учреждения образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования (учреждения высшего образования, РИПО, профессионально-технические колледжи, учебно-педагогические комплексы: средняя школа-колледж, гимназии-колледжи, средние школы-училища олимпийского резерва, училища олимпийского резерва). Всего принято 37,7 тыс. человек. Полностью выполнили планы приема учреждения Министерства культуры, Министерства связи и информатизации, Министерства промышленности, Министерства финансов, Министерства энергетики. Наименьший показатель выполнения контрольных цифр приема у Министерства спорта и туризма и Брестского облисполкома. Вакантными осталось 142 места (дневная форма – бюджет) по специальностям "Конструирование и технология швейных изделий", "Первичная обработка лубяных культур", "Технология пряжи, нетканых материалов, тканей и тканых изделий", "Машины и аппараты легкой, текстильной промышленности и бытового обслуживания", "Спортивно-педагогическая деятельность", а также 80 мест на отдельные специальности в заочной форме. Всего незаполненными на уровень среднего специального образования за счет средств бюджета осталось 222 места, что на 496 мест меньше, чем в 2014 году. В настоящее время продолжается прием на специальности сельского хозяйства в заочной форме.
Популярные специальности прошедшей вступительной кампании - подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование (конкурс - 10,2 чел. на место), архитектура (конкурс - 10 чел. на место), вычислительные машины, системы и сети (8,8), дизайн (8,8), правоведение (8), банковское дело (7,4), медико-профилактическое дело (7), парикмахерское искусство и декоративная косметика (6), программное обеспечение информационных технологий (5,8), лингвистическое обеспечение социокультурной деятельности (5,6). Непопулярные специальности - первичная обработка лубяных культур, технология пряжи, нетканых материалов, тканей и тканых изделий, машины и аппараты легкой, текстильной промышленности и бытового обслуживания.
По-прежнему не в полной мере используются возможности целевого приема. Среди учредителей наилучшие показатели: Минсельхозпрод, Минский облисполком, Минский горисполком. С 1 сентября 2015 года в филиале Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники "Минском высшем радиотехническом колледже" начато обучение по новой специальности среднего специального образования "Программируемые мобильные системы" (по заявке Парка высоких технологий).
Прием на уровень высшего образования
В приемной кампании 2015 году участвовало 54 вуза, из них 45 - государственной формы собственности и 9 - частной. В 2015 году процент выполнения плановых показателей приема в вузы значительно выше, чем в 2014 году, что говорит об их достаточно высоком уровне прогнозирования. На уровень высшего образования принято всего - 56,5 тыс. человек, из них на бюджетную форму обучения 27 тысяч. До 31 декабря продолжается прием в сельскохозяйственные учреждения образования на заочную форму. Ориентировочно, на уровень высшего образования будет принято еще около 4 тыс. человек.
Контрольные цифры приема на бюджет на 100 процентов (дневная и заочная) в основной набор выполнили вузы Минкультуры, Минздрава, МВД, Министерства обороны, Госпогранкомитета, Минсвязи, МЧС. По итогам зачисления на дневную бюджетную форму вакантными осталось 147 мест. Полностью выполнили набор на бюджет - БГПУ имени Максима Танка, Белорусский технологический университет, Минский лингвистический университет, Белорусский экономический университет, Гродненский университет имени Янки Купалы, Белорусский университет информатики и радиоэлектроники, Брестский технический университет, Брестский университет имени А.С.Пушкина, Могилевский университет продовольствия, Полоцкий университет. На условиях целевой подготовки в вузы принято 2 тыс. 225 чел.
"Организациям-заказчикам кадров необходимо активнее включаться в работу по привлечению школьников к поступлению на условиях целевой подготовки, предусматривать дополнительные социальные льготы и преференции для выпускников", - подчеркнул Вадим Богуш. Он отметил, что на результаты приема по профилям образования ежегодное влияние оказывает корректировка организациями-заказчиками заказа на подготовку кадров. "Подробный анализ приема на бюджет в дневной форме показывает, что, с одной стороны - наблюдается снижение заказа на подготовку юристов, управленцев, экономистов, быстрыми темпами увеличивается спрос нанимателя на специалистов по экологии, радиоэлектронной и вычислительной технике, химической и полиграфической промышленностям, спорту, туризму. Эти тенденции соответствуют современным потребностям рынка труда и одновременно отвечают социальному запросу. С другой - вызывает тревогу уменьшение приема по специальностям транспорта, металлургии, легкой промышленности, профессиональному образованию. Полагаем, что снижение показателей приема по данным направлениям связано с низкой востребованностью указанных остродефицитных специальностей у абитуриентов, что напрямую связано с недостаточной профориентационной работой организаций-заказчиков кадров", - подчеркнул он.
Наиболее востребованными специальностями у абитуриентов в 2015 году были - "Международные отношения" (БГУ); "Международное право" (БГУ); "Бизнес-администрирование" (БГУ); "Журналистика" (БГУ); "Экономика электронного бизнеса" (БГУИР); "Таможенное дело" (БНТУ); "Изобразительное искусство и компьютерная графика" (БГПУ им. Танка).
Минимальные проходные баллы для получения высшего образования за счет средств бюджета были зафиксированы в 2015 году по специальностям "Зоотехния" - 87 (в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии), "Проектирование и производство сельскохозяйственной техники" - 93 (в Гомельской техническом университет им. Сухого), "Авиационные радиоэлектронные системы" - 93 (Военная академия), "Оборудование и технология сварочного производства" - 96 (в Белорусско-Российском университете).
В 2015 году отмечается приход абитуриентов с более высокими баллами сертификатов по централизованному тестированию. По результатам ЦТ 2015 года абсолютные результаты (100 баллов) показали участники тестирования в 277 случаях по 9 учебным предметам, а именно: по русскому языку - 83, белорусскому языку - 18, математике - 89, физике - 7, химии - 21, обществоведению - 29, английскому языку - 23, биологии - 5, истории Беларуси - 2. Одиннадцать абитуриентов получили 100 баллов по двум учебным предметам (в 2014 году - трое). Увеличение проходных баллов наблюдалось по ряду специальностей: "Начальное образование" в Мозырском педагогическом университете имени Шамякина проходной балл составил 315 (в 2014 году - 132); "Логопедия" в Белорусский педагогический университет имени Максима Танка - 279 (в 2014 году - 244); "История" в БГУ - 292 (в 2014 году - 254); "Ядерная физика и технологии" в БГУ - 222 (в 2014 году - 169). По результатам ЦТ нулевые сертификаты были получены в 237 случаях.
В 2015 году проводился набор на несколько новых специальностей. В том числе - "Информационные системы и технологии в пищевой промышленности" (Могилевский государственный университет продовольствия); "Национальная экономика" (Белорусский государственный экономический университет), "Геоинформационные системы" (БГУ, Полоцкий государственный университет), "Информационные системы и технологии в игровой индустрии" (БГУИР).
Всего на уровень высшего образования на платной основе в государственные и частные учреждения высшего образования принято 29,6 тыс. чел., что составляет 80,2 процента от цифр приема 2014 года и 92,8 процентов от факта приема 2014 года.
В 2015 году на 0,9 процента увеличился прием на уровень высшего образования за счет средств бюджета в сокращенный срок на основе среднего специального образования. При этом, объемы приема на заочную форму получения образования за счет средств бюджета более, чем на 50 процентов составляет сокращенная форма получения образования. В 2015 году учреждения высшего образования, особенно те, в структуре которых находятся колледжи, расширили подготовку в сокращенный срок. Данную практику планируется продолжить и в 2016году.
Планы на 2016 и 2017 годы
Как рассказал первый замминистра образования Вадим Богуш, в соответствии с протоколом поручений заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Натальей Кочановой, данных в ходе рассмотрения вопроса о совершенствовании механизма прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, утверждены составы рабочей группы по планированию подготовки кадров. На заседаниях рабочей группы были выработаны основные подходы к формированию контрольных цифр приема за счет средств бюджета и цифр приема на платной основе на 2016 год.
Что касается системы профессионально-технического образования, то объемы подготовки в дневной, заочной и вечерней формах предлагается оставить на уровне факта приема 2015 года. По системе среднего специального образования - предлагается немного увеличить объемы подготовки в дневной форме за счет средств бюджета по медицинским специальностям и специальностям "Дошкольное образование" и "Начальное образование".
"Министерство образования обращает внимание на повышение качества информационного сопровождения приемной кампании. С целью четкого соблюдения процедуры приема, необходимо информировать общественность об алгоритме проведения конкурса. Существует ли приоритетная специальность при подаче абитуриентом заявления, на какое количество специальностей абитуриент подает заявление, сколько этапов проведения конкурса, условия ранжирования абитуриентов после каждого этапа, а также иные особенности, позволяющие абитуриенту и его законным представителям быть информированными по данному вопросу точно и полно", - подчеркнул Вадим Богуш.
Он рассказал, что в 2016 году вступительные испытания в учреждения среднего специального образования будут проводиться в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Министерства образования от 29 июня 2015 г. № 71 "О вступительных испытаниях для получения среднего специального образования на основе общего среднего образования". Перечень вступительных испытаний в вузы утвержден постановлением Министерства образования от 30 июня 2015 г. № 72 "О вступительных испытаниях для получения высшего образования I ступени". Оба постановления вступят в силу с 1 января 2016 года.
Министерство образования планирует в 2016 году сохранить значения отметок, приравниваемых к неудовлетворительным по результатам ЦТ, аналогичными отметкам 2015 года. Вадим Богуш напомнил, что в 2015 году "пороговые значения" были дифференцированы относительно уровня знаний абитуриентов по учебным предметам, соответствующим профильным испытаниям - первому и второму. Также предлагается сохранить без изменений сроки приемной кампании в учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Министерством образования подготовлен и направлен заинтересованным проект Указа Президента Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени и Правила приема лиц для получения среднего специального образования. Предлагается ввести норму, обеспечивающую создание равных условий конкурса в части количества и формы проведения вступительных испытаний при поступлении на сельскохозяйственные специальности во все УВО, а не только сельскохозяйственного профиля. А также рассмотреть возможность введения нормы, предоставляющей право поступления без вступительных испытаний лицам, прошедшим обучение в профильных классах педагогического направления, получившим отметки 7 и выше баллов по всем предметам и отметки не ниже 8 баллов по учебным предметам, соответствующим предметам вступительных испытаний, при поступлении на педагогические специальности. Кроме того, Министерство образования предлагает скорректировать требования, предъявляемые к отметкам в документах об образовании, при зачислении на уровень среднего специального образования по конкурсу на основе среднего балла документа об образовании.
Как отметил Вадим Богуш, есть положения, которые предлагается рассмотреть и ввести с 2017 года. Среди них - сдача ЦТ по четырем учебным предметам. Разработчики предлагают, при этом, проводить зачисление по результатам трех ЦТ, из которых ЦТ по русскому (белорусскому) языку является обязательным. Также рассматривался вопрос о признании результатов ЦТ действительными в течение двух лет, включая год прохождения ЦТ. Возможно, будет введена норма, разрешающая абитуриентам, поступающим в сокращенный срок в вузы всех профилей, сдавать два вступительных испытания по дисциплинам учебного плана специальности среднего специального образования, которые определяются приемной комиссией учреждения высшего образования.
На заседании коллегии выступили ректоры нескольких ведущих учреждений высшего образования Беларуси. Они высказали свое мнение и внесли дополнительные предложения в организацию вступительной кампании. О том, какие нормы будут приняты к реализации, станет известно после официального опубликования документов.
]]>Пресс-центр Министерства образования ]]>