2. Совершенствование образовательных программ
Сейчас практически во всех передовых (по состоянию системы образования) странах мира говорят о необходимости развития образования в направлении его фундаментальности, усилении математического и естественно-научного профилей. Поэтому одна из основных задач - выработать разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и практико-ориентированностью на потребности реального сектора экономики. При этом, естественно, один из главных приоритетов - качественное образование. К примеру, советская модель образования, сочетающая в себе разумную строгость рассуждений с простотой и доступностью материала, а также предпочтение содержательным, а не формальным конструкциям, представляет собой одну из лучших в мире на соответствующем этапе развития общества. Понятно, что выработать в современных условиях "разумный баланс" в системе образования - задача непростая. Кроме того, при разработке образовательных программ необходимо учитывать современное развитие информационных технологий и их активное внедрение в образовательный процесс.
3. Усиление профессионально ориентационной работы, совершенствование системы практической подготовки и формирование навыков решения реальных производственных задач
Современное состояние экономики и общества требует существенных, а в некоторых направлениях и коренных, структурных изменений профессионального образования в стране. К сожалению, сегодня эта система слабо ориентирована на современный рынок труда. Отсюда и парадокс: людей с высшим образованием у нас много, но не хватает настоящих специалистов с набором современных знаний. Поэтому мировая тенденция - повышать популярность среди абитуриентов технических и естественно-научных специальностей как минимум до 30 - 40% от общего количества учащихся. Вместе с тем, по результатам исследований немецкой компании PrognosAG, на рынке труда Германии к 2020 году будет не хватать более 1,2 миллиона специалистов, получивших профтехобразование. Председатель Союза баварской экономики Бертрам Броссардт заявил, что сейчас "происходит переориентация рынка труда в вопросах нехватки специалистов на профессии, которые требуют прохождения профессионального обучения или же получения среднего технического образования". У нас же предприятия промышленно-производственного комплекса испытывают острейший кадровый голод прежде всего в высокотехнологичных сферах экономики. И очевидно, что старыми методами новые проблемы не решить. Не обойтись без нового механизма формирования социального заказа, реструктуризации сети учреждений профессионального образования, изменения их институционального характера, качественного обновления состава педагогических работников.
К слову, в Беларуси в этом отношении делается много. Так, принято решение о разработке и внедрении принципиально новой Национальной системы квалификаций, которая позволит иначе взглянуть на распределение ответственности между профессиональным образованием и рынком труда для того, чтобы система образования могла более гибко и динамично адаптировать профессиональные квалификации к реалиям бизнес-среды и обеспечивать требуемое качество подготовки рабочих и специалистов. Нам нужны учреждения профессионального образования новой формации, обладающие не только инновационными механизмами для формирования производственной элиты, но и чертами кадрового агентства, бизнес-инкубатора, информационно-консалтингового центра развития карьеры человека на протяжении всей его трудовой жизни. Также нужно научиться создавать другую сетевую образовательную среду с обеспечением подготовки специалиста к реальным производственным условиям. Требуется новый инструмент инициации частно-государственного партнерства и делового сотрудничества всех заинтересованных сторон в социально-экономическом развитии общества. И большие надежды на успешное решение этой комплексной задачи возлагаются на реализацию недавно утвержденной Правительством "Структурной схемы информационно-аналитической системы прогнозирования потребности экономики в кадрах, их профессионального образования и подготовки". Документ установил функции и ответственность за кадровое обеспечение Министерства экономики, Министерства труда и социальной защиты и Минобразования.
Особая проблема - это повышение привлекательности для молодежи, да и в общественной среде в целом производственно-технических профессий и специальностей. Здесь стоит говорить о многообразии путей получения профессии, возможности продолжать образование, эффективной профориентационной и консультационной работе, обеспечении высокого качества не только профессиональной, но и общеобразовательной подготовки, соответствии квалификационных требований рабочих мест уровню полученной компетентности, перспективах занятости, а также об общественном восприятии престижности той или иной профессии. В решении этой проблемы задействованы далеко не все имеющиеся резервы.
Сегодня важнейшей движущей силой и стимулом в модернизации профессионального образования становится международное сотрудничество. Следует отметить, что оно достаточно интенсивно развивается. Речь идет прежде всего о взаимодействии в подготовке кадров в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Особое значение в этом отношении имеет и вступление Беларуси в международное движение WorldSkills. Наша команда впервые приняла участие в мировом чемпионате в г. Сан-Паулу (Бразилия) и продемонстрировала вполне достойную подготовку. Но еще важнее другое: наши специалисты получили доступ к профессиональным стандартам мирового уровня более чем по 50 профессиям, страна присоединилась к экспертному сообществу и мы получили возможность в реальных условиях сравнить уровень квалификации отечественной профессиональной школы с достижениями в профессиональном образовании индустриально развитых стран. В целом профессиональное образование представляется нам важнейшим ресурсом модернизации производства и укрепления экономики, в чем призвана участвовать не только система образования, но и все общество.
4. Проведение структурных преобразований в системе образования
Важная особенность современного образования - это его организационное разнообразие. Например, то, что у нас называется средним специальным образованием, во многих странах включено в систему высшей школы. Есть и обратные примеры - общие дисциплины первого года обучения по нашим программам высшей школы в некоторых странах осваиваются в рамках профильного обучения в старших классах. Очень популярны и широко распространены двухгодичные программы, которые не закрывают возможность дальнейшей учебы, но дают шанс освоить прикладную специальность и найти работу (наш аналог среднего специального образования). Необходимо учитывать, что сейчас одновременно идут процессы, направленные на унификацию систем образования в русле подходов, закрепленных в Международной стандартной классификации образования 2011 (МСКО 2011), которой придерживаемся и мы. Следует самым серьезным образом учитывать и активное внедрение дистанционных форм обучения на всех уровнях образования.
5. Повышение статуса и квалификации учителя, преподавателя, научного работника
К образованию нельзя относиться только как к процессу накопления и передачи знаний. В современных условиях основная задача образования - развить аналитические способности, умение критически мыслить, а также навыки и умения учиться. Обучение таким способностям - задача учителя, педагога, профессора. Поэтому важно, чтобы менялись сам педагог, его профессиональная компетентность и навыки, условия его работы и жизни. Без этого все намечаемые преобразования и новации будут обречены. Сегодня повышению статуса педагога помогает республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников "Учитель года", в котором традиционно участвуют лучшие из лучших, демонстрируя высокий профессионализм, творческое горение, энтузиазм и любовь к детям. Достижения конкурсантов становятся достоянием всех педагогов страны. Формируется своего рода педагогическая элита - лауреаты и участники конкурса, которые не только профессионально, но и личностно влияют на развитие образовательной сферы. А в соответствии с Положением о присуждении поощрений специального фонда Президента Беларуси педагогическим и научным работникам, сделавшим особый вклад в развитие способностей одаренных учащихся и студентов в области образования, науки, техники и передовых технологий, разработку современных методик их воспитания и обучения, на конкурсной основе присуждаются поощрительные премии. За 20 лет существования фонда их удостоено более 2840 педагогических и научных работников. Кроме того, работает общественное объединение "Белорусское педагогическое общество", на площадке которого сегодня 3 ассоциации, 16 секций, 5 клубов, в том числе республиканский клуб "Хрустальный журавль", который объединяет на добровольной основе участников и организаторов "Учителя года" разных лет республиканского и областного уровней. Еще один важный шаг - открытый республиканский конкурс для назначения стипендий Президента Беларуси талантливым молодым ученым, выполняющим научные исследования либо разработки в области естественных, технических, социальных и гуманитарных наук. Для участия в нем выдвигаются те, кто добился наилучших результатов в научной, научно-технической, инновационной деятельности: доктора наук в возрасте до 45 лет, кандидаты наук до 35 лет, ученые без степени до 30 лет.
6. Обеспечение социальных ориентиров и гарантий участникам образовательного процесса
Важной задачей является обеспечение гарантий получения образования. Люди должны четко понимать, что они могут рассчитывать на государство в этом вопросе. Именно государство должно четко расставить акценты и объяснить, в чем состоят его гарантии в сфере образования, а где граждане должны опираться на собственные силы и возможности. К примеру, с 2013 года в учреждениях общего среднего образования страны апробируется отраслевая система оплаты труда педагогических работников (в 2015 году в эксперименте участвовало 17 учреждений). Главная идея связана с экономическим стимулированием качества и результативности педагогического труда путем введения дифференцированной оплаты различных видов работ, осуществляемых педагогами, в том числе помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки. Новый механизм позволил довести размер средней заработной платы педагогических работников в пилотных учреждениях до сопоставимого со средней зарплатой работников по стране. Так, среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений образования, участвующих в эксперименте, за первое полугодие 2015 года составила 134% от средней заработной платы в образовании, а среднемесячная зарплата учителей - 107,9% от средней заработной платы учителей страны за данный период. С 1 января 2014 года стартовал проект по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования, в котором в 2015 году участвовали 34 учреждения образования. Эта система финансирования повысила заинтересованность учреждений образования в результатах своей деятельности и оптимизации расходов, а руководители получили право самостоятельно формировать штатное расписание в пределах выделенных средств, при этом высвободившиеся средства направлять на стимулирование работников и укрепление материально-технической базы. В 2016 году проект по апробации нормативного финансирования коснется примерно 180 учреждений образования.
О приоритетных направлениях в общем среднем образовании
1. Повышение качества подготовки
К сожалению, сегодня нарушена согласованность между средней и высшей школой. Важно, чтобы ребенок получил базовые знания именно в том возрасте, который наиболее соответствует их усвоению. Для овладения навыками и знаниями, не полученными вовремя, в более старшем возрасте требуется значительно больше усилий и затрат времени. Это хорошо видно на примере изучения математики и иностранных языков. Если ребенка вовремя не научить логическому мышлению, то исправить это в дальнейшем очень трудно, а может, и вообще невозможно.
Еще один важный шаг - разработка подходов, позволяющих создавать в школах профильные классы. При этом педагогические коллективы школ должны самостоятельно определять, на базе каких классов, начиная с десятого, и по каким предметам имеет смысл создавать профили. Также должна сохраняться возможность выбора: получать знания в профильном либо в обычном классе. К слову, в качестве одного из направлений профилизации предусматривается и профессиональная подготовка учащихся с использованием учебной базы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. То есть обучение в учреждениях профессионально-технического образования следует рассматривать как элемент профильного образования. Одновременно, конечно, необходимо вводить допрофильную подготовку учащихся восьмых - девятых классов, а также обеспечить условие относительной завершенности базового образования. Поэтому наряду с профильным обучением важным является переход на новое поколение учебных изданий в рамках реализации проекта "Базовый учебник", который позволит повысить качество усвоения учебного материала и его практико-ориентированную направленность. Базовый учебник будет содержать систематизированное изложение учебного предмета в минимально необходимом объеме, определяемом образовательным стандартом и учебной программой. В качестве приложений будет представлен разнообразный дополнительный материал, которым можно пользоваться на учебных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Тем временем в базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20 - 30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века. Это усложнение программы началось в 1990-х годах и продолжается до сих пор. При этом, обосновывая усложнение учебников, авторы ссылаются на увеличение объемов информации по предмету в целом, в результате чего в школьную программу и приходится все время добавлять новые понятия и термины. Но ведь человеческий мозг не удваивается и не утраивается! Наоборот, в эпоху переизбытка информации одной из главных задач школы должно стать отделение важного от второстепенного. Сейчас нет необходимости удерживать в голове огромные массивы информации - для этого есть поисковые системы. Нужно оставить в школьной программе только самую важную и необходимую базовую информацию. И требуется большая и кропотливая работа специалистов, причем не только из системы образования, чтобы отобрать нужный для изучения в школе материал. Создание базовой программы надо проводить поэтапно: сначала решительно отбросить очевидно второстепенный или невозможный для изучения в средней школе материал (для точных наук один из главных ориентиров и сегодня - программа советской школы второй половины XX века), а затем заняться тщательным отбором информации, абсолютно необходимой для изучения в школе. При этом надо выяснить, что изучается школьниками других стран, особенно тех, где уровень среднего образования очень высок. Сейчас у нас идет интенсивная научная и организационная работа по подготовке учебно-методических комплексов нового поколения. Их системообразующим ядром и станет базовый учебник. Разрабатываются учебные комплексы, включающие базовые учебники и дополнительный материал на различных типах носителей. При этом такие комплексы не привязаны к конкретному классу и к конкретным программам. Важно, чтобы материала было достаточно для любого уровня подготовки учащегося. Следовательно, нужно задать критерии оценки, устанавливающие, что тема изучена. Ценность учебника определяется в числе прочего тем, что он позволяет ученику самому разобраться в том или ином вопросе. Примером создания пособия нового типа может быть разработанный в 2015 году в Национальном институте образования макетный образец учебника-навигатора по органической химии для 10 класса, представляющий собой электронное издание, в которое помимо основного текста включены интерактивные контрольно-измерительные материалы, видеозаписи химических экспериментов, гиперссылки на интернет-ресурсы. Еще один нюанс - нужно шире использовать возможности независимых институтов, обеспечивающих мониторинг оценки качества образования в учреждениях общего среднего образования.
2. Совершенствование системы отбора абитуриентов
Задания централизованного тестирования не являются "чистыми тестами" в первоначальном смысле данного понятия. Они представляют собой симбиоз собственно тестов и специальных заданий, требующих проявления широкого спектра умений и знаний учащегося, а не только механического заучивания информации. И хотя используемая система проверки знаний выпускников школ показала свою эффективность, она требует дальнейшего развития. Особенно в части, где нужно объяснить решение, вывод или заключение, изложить их логику.
С учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования можно рассмотреть вопрос проведения итоговой аттестации в форме единого экзамена по некоторым дисциплинам. Кроме того, необходимо повысить роль и значимость текущей успеваемости ученика, которого важно нацелить на ежедневную и постоянную работу и овладение знаниями. При этом создаются и условия для минимизации роли досадных случайностей в виде низких оценок на экзаменах, полученных сильными учениками вследствие различных причин. Примеры успешного и эффективного совмещения оценок текущей успеваемости и экзаменационной можно привести из практики работы учреждений высшего образования, где при выставлении итоговой отметки учитываются оба результата со своими весовыми коэффициентами.
3. Документооборот
Надо признать, что сегодня в системе образования, особенно в школьной, одна из крупнейших проблем заключается в невиданной бюрократизации. Результаты многочисленных соцопросов отмечают среди причин, которые мешают работе учителя, в первую очередь выполнение несвойственных педагогу функций и бюрократизацию. И очевидно, что дебюрократизация образования должна быть одной из первоочередных задач особенно в системе общего среднего образования. Эту проблему необходимо решить срочно, не откладывая на потом. Сегодня есть и неоднократно доведен до сведения всех заинтересованных структур официальный перечень обязанностей, которые должен выполнять учитель. Важно, что документально прописана и ответственность руководителей за возложение на учителя несвойственных ему обязанностей. Также активное использование в учреждениях образования возможностей ИТ-технологий и внедрение системы электронного документооборота способствуют уменьшению количества запросов и лишних документов. Поэтому сейчас идет интенсивная работа с проектом "Электронная школа".
О высшем и профессионально-техническом образовании
Один из базовых элементов подъема экономики страны - повышение уровня университетского образования с учетом общих процессов глобализации. По результатам исследований Национальной ассоциации консультантов по вопросам приема в колледжи, в США главными трендами в системе высшего образования сегодня являются интенсификация академической мобильности студентов, значительное увеличение доли иностранных студентов в высших учебных заведениях, распространение практики онлайн-поступлений в вузы и повсеместное внедрение дистанционных форм обучения. Например, поступление в вуз по интернету становится обычной практикой. Так, в 2015 году более 92% американских колледжей и университетов активно использовали такую форму зачисления. При этом основной упор сделан на дистанционную форму обучения. Очевидно, что при этом количество студентов и география стран, из которых они прибыли, увеличиваются в разы. По экспертным оценкам, в ближайшие годы благодаря распространению дистанционных форм обучения количество иностранных студентов в США возрастет до 7 миллионов. Вместе с тем, по моему мнению, онлайн-курсы не могут полностью заменить традиционную модель обучения. С точки зрения Дафны Коллер, соосновательницы образовательной платформы Coursera, онлайн-курсы хороши для передачи базовых навыков и знаний, но пока не могут обеспечить многое из того, что доступно при традиционной форме обучения. Поэтому наиболее разумной представляется смешанная модель обучения, когда основную информацию учащиеся получают дистанционно, а время непосредственно занятия преподаватель тратит на активное взаимодействие со студентом.
Необходимо учитывать сложившуюся объективную реальность, что сегодня одной из характерных черт высшего образования является его превращение из элитарного в массовое. Еще в недалеком прошлом не более 15 - 17% выпускников средних школ поступали в вузы, и такая ситуация была в большинстве стран мира. В конце XX века высшее образование стало превращаться в массовое, подобная тенденция не обошла стороной и Беларусь. Во многом это продиктовано запросами рынка, ведь сформировалось мнение, что для работы, которая не требует простого ручного труда, необходимо специальное профессиональное образование. По прогнозам, скоро потребность в специалистах с образованием на уровне бакалавриата достигнет 90% от общего количества трудоспособного населения.
К сожалению, в последнее время во многих странах произошло обесценивание понятия "образование". Высших учебных заведений тысячи, и все вузы выдают дипломы одинакового образца. В обществе зачастую потерян ориентир, многим не ясно, что такое по-настоящему образованный человек. Поэтому особенно важно сегодня дать новую четкую трактовку понятию "высшее образование", ведь за последнее время произошли такие открытия, такие прорывы в науке, которые может осмыслить далеко не каждый имеющий диплом.
При этом стоит подчеркнуть, что по-прежнему актуален отбор способной, талантливой молодежи. Так, в Болонской модели предусмотрены три основных цикла образования: бакалавриат, магистратура и докторантура. Последние два считаются элитарным образованием. В развитых странах в среднем от 70 до 80% студентов учатся на уровне бакалавриата, на уровне магистратуры - лишь около 20 - 30%, а в докторантуру попадают не более 2 - 5%. В итоге бакалавриат сегодня фактически представляет собой образование для всех. Поэтому в современных условиях перестают быть приемлемыми и те критерии оценки высшего образования, которые применялись в недалеком прошлом, так как они ориентировались на доступное лишь немногим элитарное образование. То есть претензии к качеству высшего образования должны быть не только в адрес студентов и их слабой подготовки, но и в адрес университетов, которые не вполне готовы учить студентов в таком количестве. И эта проблема не только белорусских вузов. Моделью для понимания, что переживает сегодня высшая школа, может служить введение всеобщего начального образования в XIX веке, когда тоже столкнулись с проблемой массовости, неготовности школы обеспечить хотя бы минимальное качество, в то время как больше половины тех, кто шел в школу, не могли освоить программу. Но сегодня же никто не говорит, что начальное образование - это удел избранных.
Еще одна особенность современных университетов - все больше новых междисциплинарных специальностей, которые трудно вместить в рамки одной-двух наук, направлений. Отсюда все больше проблем с классификацией этих специальностей, проявляются "трудности прописки" их на конкретных факультетах. Поэтому следует серьезно посмотреть и на структуру университетов. К примеру, лучшие мировые вузы сегодня уходят от построения по принципу "базовый факультет", а во главу угла ставят базовую кафедру, которая и формирует необходимый набор дисциплин, позволяющий предоставить студенту достаточный объем знаний по специальности. Такой подход оказывается более эффективным при введении новых междисциплинарных специальностей, которых все больше на рынке труда. Следует и активнее переходить на новый стиль преподавания с упором на дискуссионную составляющую. Надо давать студентам больше самостоятельности, а не загонять их в сугубо лекционные рамки.
В целом же глобализация - сложный процесс для университетов и требует изменения системы мышления об образовании и его практике на самом глубоком и высоком уровне. Может быть, даже в большей степени, чем в сфере экономики. К числу важных элементов такого осмысления относится необходимость координации работы для университетов, необходимость учить студентов думать и действовать в глобальных условиях, в том числе при использовании практики обучения за рубежом, необходимость эффективного обучения иностранным языкам. Словом, одним из главных приоритетов в развитии высшего образования в нашей стране должна быть модернизация как содержания, так и методов, подходов и структуры обучения в соответствии с произошедшими коренными изменениями во внутренней и внешней среде, в том числе и с возросшим потоком студентов. При этом главный и определяющий момент - сохранение качества образования.
Но выполнить модернизацию системы высшего образования возможно только при условии реформирования университетов с ориентацией на глобализацию и интернационализацию образовательной и научной деятельности. Это в свою очередь требует преодоления инерции, накопленной в последние десятилетия в вузах. Сейчас нам нужно, во-первых, создать научно-образовательные кластеры различной структуры и состава из учреждений образования разных уровней. Положительный опыт в этом направлении уже есть в БГТУ, ГрГУ и в других вузах. Во-вторых, не обойтись без внедрения системы сетевого взаимодействия университетов, суть которой в том, что вузы одного направления и специализаций на основании согласованных учебных программ и планов собираются в сеть с центром, в качестве которого выступает ведущий вуз, что обеспечивает мобильность студентов между университетами. При этом магистратура открывается главным образом в ведущем вузе при условии наличия соответствующих научных школ. В-третьих, при сетевом взаимодействии учреждений высшего образования следует активизировать работу по созданию центров коллективного пользования с современным научным и технологическим оборудованием и аппаратурой. Такие центры в первую очередь должны функционировать при ведущих учреждениях высшего образования, но в то же время перспективно их развитие (особенно с современным технологическим оборудованием) при колледжах для более активной кооперации с вузами. Для этого необходимо провести серьезное переоснащение учебных заведений учебным и научным оборудованием.
Чтобы успешно реализовать намеченные мероприятия и позволить системе высшего образования динамично развиваться, на наш взгляд, важно ввести и закрепить особый статус "национальное учреждение образования" и статус "ведущее учреждение высшего образования". Национальных учреждений образования в стране должно быть не более одного-двух, являющихся действительно флагманами национальной системы образования и обладающих непререкаемым авторитетом и мировой известностью. Такие своего рода бренды национальной системы образования существуют в каждом государстве и всячески поддерживаются. В итоге статус "ведущее учреждение образования" присваивается на определенный период (например, пять лет) и должен подтверждаться по истечении установленного срока. Этот статус дает определенные права и приоритеты в направлении подготовки специалистов различных ступеней и уровней, введении специальностей, финансировании научно-исследовательских работ. Тут стоит отметить, что разделение (или классификация) университетов на группы является общепринятой мировой практикой. Создание же кластеров и реализация сетевой организации образовательного процесса, помимо решения главной задачи - повышения качества подготовки специалистов, позволит провести дальнейшую оптимизацию системы высшего образования. Что повысит ее экономическую и ресурсную эффективность с учетом имеющихся долгосрочных прогнозов развития регионов и потребности в кадрах.
Необходимо привести перечень специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, в соответствие с приоритетными направлениями фундаментальной и прикладной науки, с программами развития наукоемких производств, определяющих структуру высокоразвитой экономики. Обязательные требования - более полный учет потребностей рынка труда при подготовке специалистов и необходимость развития наукоемких технологий и фундаментальной науки. Особенно важна практико-ориентированная подготовка кадров, обучение инновационным технологиям и методикам. Работа в направлении все более тесной кооперации образовательного процесса и производства себя оправдывает. Так, сегодня количество учебных и производственных практик уже дифференцировано по специальностям и по уровням образования. Их длительность увеличена и в среднем составляет от 16 до 24 недель. И все же даже с учетом выполненного комплекса мероприятий этого недостаточно для укрепления взаимодействия между работодателями и вузами. На мой взгляд, следует выработать согласованные обеими сторонами требования к подготовке конкретного специалиста и организации процесса обучения, чтобы в период учебы было погружение в будущую специальность. А предприятиям и учреждениям нужны конкретные действенные социальные пакеты для молодых специалистов.
Для обеспечения качественной подготовки кадров по направлениям и специальностям, актуальным для страны и в необходимых объемах, нужна оптимизация количества профилей образования, при этом не обойтись без аннулирования неактуальных, устаревших и дублирующих специальностей, направлений специальностей и специализаций. Кроме того, необходимо предоставить учреждениям образования возможность профилизации подготовки под заказ работодателей в рамках отдельных специальностей за счет вузовского компонента в объеме до 50% учебного времени. Важно также закрепить за Минэкономики и Минтруда и соцзащиты функции координаторов работы государственных органов по прогнозированию кадровых потребностей экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сейчас данные госорганы констатируют только текущее состояние рынка труда. А к компетенции Министерства образования впору отнести функцию прогноза подготовки кадров.
Не менее важно увеличить роль и значение научных исследований в подготовке специалистов с высшим образованием, расширить масштабы фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям. Сегодня к числу последних с учетом потребностей страны относятся информационные и коммуникационные технологии, фундаментальная и прикладная математика и информатика, биотехнологии и генная инженерия, биоинформатика, биомеханика и биофизика, медицина и науки о человеке, новые материалы, разработка принципиально новых подходов и технологий в энергетике, транспорте и природопользовании. Невозможно организовать качественную систему высшего образования без серьезных научных исследований, ведь уровень предоставляемого образования в университете в первую очередь определяется уровнем научных исследований и наличием ученых с мировым именем.
Главная задача вузов - подготовка специалистов, способных на основе новейших достижений науки и техники, глубоких фундаментальных знаний генерировать новые идеи, создавать и внедрять инновационные разработки в производство и социальную сферу, обеспечивать развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Этим определяются роль и место науки в университетах, требования к кадровому потенциалу, уровню научной квалификации профессорско-преподавательского состава. И сегодня вузы занимают достойное место в научной сфере страны, имеют высокий потенциал при достаточно компактной структуре. А в планах - развитие университетов как учебно-научно-производственных и инновационных комплексов, включающих в себя национальные и отраслевые лаборатории, инженерно-производственные и научно-технические центры, технопарки, центры трансфера технологий, производственные участки и инновационные предприятия. Здесь следует разработать специальную программу развития научных исследований в учреждениях высшего образования, в особенности программу поддержки научных школ мирового уровня по разным направлениям науки. Обеспечить развитие фундаментальных исследований путем выделения ежегодного целевого финансирования и развития инфраструктуры ведущих вузов. Сегодня в вузах Министерства образования более 250 научных школ по широкому спектру направлений - от фундаментальных научных исследований в математике, информатике, физике, химии, биологии до прикладных направлений в области нано- и биотехнологий, информационно-коммуникационных технологий и электроники, робототехники и автоматизации, машиностроения и других.
Тут стоит сказать пару слов о подготовке специалистов на уровне магистратуры, где основная задача - обеспечить инновационное развитие страны. Целесообразно не только сосредоточить обучение в университетах, где есть научные школы по направлениям подготовки, но и установить новые обоснованные количественные нормы на прием в магистратуру. Важно также определиться со статусом магистра на рынке труда. А для повышения международного статуса наших университетов и увеличения экспорта образовательных услуг нужны достойные условия для подготовки по магистерским программам иностранных граждан: обучение русскому языку с соответствующим увеличением длительности получения степени либо создание групп, обучающихся в магистратуре на иностранном языке.
Важным вопросом для вузов остается и развитие их материально-технической базы, а также укрепление финансовой составляющей. Здесь нужен механизм привлечения средств местных бюджетов, а также необходимо продвигать государственно-частную систему поиска и разработки способов и методов развития системы образования. Разработать специальную инвестиционную программу по привлечению в сферу образования средств крупных отечественных и зарубежных корпораций.
И все же какие бы цели и задачи ни формулировались, о каких приоритетах мы бы ни говорили, все это можно реализовать лишь при условии качественного кадрового наполнения и обеспечения высшей школы. При этом следует всегда помнить, что в университетах основными действующими лицами были и остаются две фигуры: студент и профессор. Поэтому, ведя речь о качественном образовании в вузах, необходимо исходить из безусловного выполнения двух положений: наличие мотивированного, обладающего необходимыми базовыми знаниями контингента студентов и высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава. Для первой категории важна кропотливая целенаправленная работа по отбору, воспитанию и образованию талантливой молодежи в специальных лицеях и гимназиях для одаренных детей, а также расширение сети олимпиад, конкурсов, конференций по разным областям науки и техники. Не обойтись и без системы непрерывной подготовки специалистов по образовательным программам профессионального образования и внедрения интегрированных образовательных программ.
Отдельно стоит отметить роль формирования и развития национальной системы профессиональных квалификаций, создание сети сертификационных центров, независимых от системы образования и конкретных работодателей, где граждане смогут получать подтверждение наличия у них определенной профессиональной квалификации. Институт статистики ЮНЕСКО в мае 2015 года опубликовал предложения по списку показателей для мониторинга программ образования, куда попали 42 тематических показателя по ключевым вопросам. Образовательные программы и стандарты наших вузов в целом смотрятся весьма достойно с точки зрения предложенных критериев, хотя, конечно, необходима постоянная напряженная работа для сохранения и преумножения достижений отечественной системы образования и ее прочного закрепления среди мировых лидеров образовательного процесса.
О воспитании и идеологии в образовании
Ни одна система образования не может быть полноценной без серьезного нравственного и идеологического воспитания учащихся. Устойчивое развитие общества невозможно без высокого нравственного уровня его членов. К сожалению, сейчас во всем мире мы наблюдаем изменение моральных правил и принципов, и не всегда в лучшую сторону. Поэтому в учреждениях образования нужны программы нравственного и идеологического воспитания молодежи, в них должны создаваться и поддерживаться общественные молодежные организации, которые способствуют выполнению этих программ. Особое внимание стоит уделить работе с информационными ресурсами и средствами массовой информации, оказывающими существенное влияние на формирование мировоззрения и нравственность молодежи. Многие развлекательные программы на телевидении носят деструктивный характер и направлены на разрушение базовых нравственных принципов общества. Усиление кадрового обеспечения идеологической и воспитательной работы должно идти главным образом за счет молодых специалистов, способных к выполнению организаторских и административных функций и, как правило, включенных в банк данных перспективных молодых преподавателей.
Министерство образования самым серьезным образом в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными структурами активизирует работы с информационными ресурсами и средствами массовой информации, оказывающими существенное влияние на нравственность молодежи. И в стране много сделано в этом направлении, в том числе разработана стратегия государственной молодежной политики до 2020 года, республиканская программа в сфере государственной молодежной политики на 2016 - 2020 годы, концепции организации волонтерского молодежного движения и развития студенческого самоуправления, что усилит воспитательные функции образования, формирование гражданской ответственности, патриотизма. По инициативе студенческой молодежи при министре образования созданы Общественный республиканский студенческий совет и Общественный республиканский молодежный совет. С февраля 2015 года в социальной сети Общественным республиканским студенческим советом запущен новый образовательный проект "Образование глазами молодежи", где ребята активно обсуждают проблемы в сфере образования и не только. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования организации занятости студенческой молодежи, деятельности студенческих и волонтерских отрядов.
В деле формирования нравственных идеалов молодежи и патриотического воспитания важную роль играют общественные и гуманитарные науки. Сейчас нужны исследования, связанные с осознанием новой эпохи, в которую вступил мир. Отсюда и большие задачи, которые стоят перед гуманитарным образованием, которое должно давать человеку не только фундаментальные гуманитарные знания, но и вооружать его правильным мировоззрением, способностью воспринимать общество как сложную систему, развивающуюся по соответствующим законам. Поэтому в условиях нестабильности в мире в целом, утере общемировых нравственных идеалов и ценностей ученые, преподаватели и специалисты общественных и гуманитарных наук и дисциплин должны сформулировать новую парадигму воспитательной работы, общего гуманитарного и нравственного воспитания молодежи.
***
Очевидно, что в образовании без постоянного анализа текущего состояния и оценки развития общества, науки, производства, без новаторства, творчества и кропотливой тщательной проработки всех, даже незначительных, предложений и решений невозможно движение вперед, развитие. Остановка, самоуспокоение и самоуверенность, а также невосприятие критических замечаний - губительны. Необходимо четко осознавать, что от состояния системы образования зависит не только развитие и жизнь отдельных личностей, но и благосостояние и безопасность общества и государства в целом. Поэтому всем государственным и общественным институтам важно заботиться о системе образования и тщательно, разумно и взвешенно прорабатывать и принимать решения о ее развитии и реформировании. Можно быть уверенным, что в результате проводимой модернизации образования мы сохраним достоинства нашей системы и приобретем новые. Следует руководствоваться в обязательном порядке принципом, что в результате политики реформирования образование должно сочетать в себе фундаментальность естественно-научного и математического цикла с усилением гуманитарной направленности, содействовать нравственному и духовному развитию личности. И, на мой взгляд, выполнение намеченных и обозначенных в этой статье мероприятий позволит существенно продвинуться в направлении развития системы образования в стране, превратить наши университеты в центры производства знаний и технологий мирового уровня, конкурентоспособные на мировом рынке образовательных услуг.
«Беларусь сегодня»
]]>sb.by]]>